Самоназвание - хай. Численность в мире около 10 млн человек; в Российской Федерации проживает 1182 тысячи человек, в том числе в Самарской области - 22 981 человек. Армяне проживают более чем в 70 странах мира.
Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи. Письменность на основе армянского алфавита. Современный армянский алфавит был создан в 405-406 годах ученым и монахом Месропом Маштоцем, что стало основой создания богатой армянской литературы и армянской историографии начиная с середины V века. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этническое самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами армян.
Верующие армяне — главным образом христиане монофизиты. Армянская церковь — одна из древнейших христианских церквей мира. Согласно преданию, первыми проповедниками христианства на территории Армении были апостолы Фаддей и Варфоломей. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) при царе Трдате III Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии, став, таким образом, первым в истории христианским государством.
У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, митаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. существовали многочисленные политические образования. Одно из них — «страна Урарту» (в ассирийских источниках; древне-еврейский — «страна Арарат») в 9 в. до н. э. возглавило процесс объединения разрозненных племенных княжеств Армянского нагорья в единое государство; главным внешним стимулом его образования была необходимость противостоять нашествиям Ассирии. Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9—6 вв. до н. э. В 6 в. до н. э. в древне-персидских текстах упоминается «страна Армина» (древне-греческий — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В условиях сложившихся в Армении рабовладельческих, а затем феодальных отношений и государства, при непрерывной борьбе армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность. В результате массовых переселений и выселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. В России армянские колонии существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе, в устье Дона. В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения. Присоединение Восточной Армении к России в 1805-1828 годах способствовало развитию капиталистических отношений и консолидации армян в нацию (к концу 19 века). До Первой мировой войны большая часть армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи — около 1,5 млн. человек, остальные — в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915—1916 гг. османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тысяч человек нашли убежище в пределах России.
Основная масса армян на исконной этнической территории в 19 — начале 20 вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремёсел развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство. В советское время ремесленники объединены в артели.
У населения каждого этнографического района Армении можно отметить как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры.
Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным. В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью. Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.
В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения. В последней трети 19 века в деревню проникают городские виды построек — полутора или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине 20 века в Армении преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами.
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука) (в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки). Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые — в Западной Армении, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.
Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи — зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу — аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко — мацун и пахта — тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам — жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясо-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой и т. д. Очень широк набор сухофруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде.
Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов.
Армяне имеют множество национальных праздников. Одним из самых громких в Армении праздников является Вардавар, отмечаемый на 98 день после Пасхи. Согласно обычаям праздника, принято обливать друг друга водой.
Праздник «Терендез» отмечается в конце зимы, 13 февраля. Это праздник молодоженов. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого, зла, и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна. Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.
Армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Развита обработка камня – на весь мир известны хачкары - вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста, которые внесены в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
В 20 веке в Армении сельское хозяйство было направлено преимущественно на развитие виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства. Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов. Полностью изменился облик крупнейших из них — столицы Еревана, Ленинакана, Кировакана, а также многих небольших городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала — туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.