Вернуться на основной сайт Многонациональный Самарский край

Детям о дружбе народов Самарской области

Многонациональная
Самарская земля


Сказки
народов России

Наша Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная Самарская земля

Азербайджанцы

Азербайджан Девичья_башня_БакуСамоназвание - азербайджанлылар. Общая численность свыше 30 млн. человек, в том числе в Азербайджане - 8 млн. человек, в Иране – около 15 млн. человек, в Российской Федерации – 603 тысячи человек, в том числе в Самарской области – 14093 человек.

Относятся в основном к южной расе большой европеоидной расы. Язык юго-западной (огузской) подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Распространены также русский, турецкий, персидский языки. Письменность на основе арабской графики, в Азербайджане – на основе латиницы.

Верующие — мусульмане, в основном шииты, но есть и сунниты.

В этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Мидии Атропатены и Албании Кавказской, которая после завоевания её арабами в 7 веке. называлась Адербейган или Азербайджан. С местным населением смешивались в 1-м тыс. до н. э. — нач. 2-го тыс. н. э. пришлые ирано- и тюрко-язычные племена (скифы, гунны, булгары, хазары, огузы, печенеги и др.). Формирование азербайджанской этнической общности в основном завершилось в 11—13 веках в результате вторжения и оседания в Азербайджане новой волны тюркоязычных (огузских) племён. В Азербайджане немало городов с тысячелетней историей. Название некоторых мы знаем с детства. Так Шемаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина правила городом Шемаха, известном с 2 века.

Азербайджанский костюмТрадиционные занятия городского населения — ковроткачество (выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские ковры), златокузнечное и ювелирное производство, гончарство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность. Сельское население занимается земледелием, хлопководством, садоводством, виноградарством, шелководством, возделыванием технических культур, отгонным овцеводством, разведением крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Развивается высокомеханизированное земледелие. Широко применяется искусственное орошение.

Азербайджанцы коверБольшая часть азербайджанцев живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и сырцовый или обожжённый кирпич. Отапливались жилища обычно при помощи жаровни кюрси.

Национальный костюм почти вытеснен современной одеждой, сохраняется лишь частично у женщин в сельской местности. Азербайджанская мужская одежда состояла: нижняя — из нательной рубахи (кёйнек) и кальсон (дизлик), верхняя — шалвар и архалыга. Архалыг подвязывали поясом или кушаком (гуршаг). Поверх архалыга надевали чуху, в холодных предгорных районах — баранью шубу (кюрк) или бурку (япынджы). Горожане носили кожаные башмаки с загнутыми вверх носками — чарых, распространены были сапоги с длинным и коротким голенищем — маст. Под шапкой (папах) носили вышитую шапочку (арахчын) из белой ткани.

Азербайджанский костюм_1Азербайджанская женская одежда конца XIX — начала XX в. состояла из нижнего и верхнего платья, а также покрывала — чадры. Местные различия в одежде касались отдельных детале, не меняя общего облика национального костюма. Нижнее женское платье аключало туникообразную рубаху (кёйнек), различного покроя юбки (шелте, джют-туман) и штаны — узкие (дарбалаг) и широкие (джютбалаг). Верхнее платье состояло из верхней рубахи (уст кёйнек), короткой одежды — архалыг, распространённой в основном в юго-западной зоне Азербайджана. Поверх архалыга носили кожаный или бархатный пояс (кемер). Женщины из богатых семей носили золотые или серебряные пояса. На ноги надевали яркие разноцветные носки (джораб), орнамент узора которых сходен с местным ковровым орнаментом. При выходе из дома надевали поверх носков туфли (башмаг) с острыми загнутыми вверх носками. На шею богатые женщины надевали ожерелье из продолговатых бус в форме ячменя — арпа. Головной убор обычно состоял из невысокой шапочки с круглым плоским донышком и прямым ободком. Поверх шапочки повязывали небольшой шёлковый платок кялагаи. Волосы, ладони, ногти красили хной.

Почти до начала XX века среди азербайджанцев бытовал патриархальный семейный уклад. Важную роль в азербайджанской дореволюционной деревне играли старики (аксакалы), которые выступали в качестве советчиков и посредников в делах, касающихся жизни селения или отдельной семьи. Уважение к старшим и в настоящее время остаётся существенным элементом семейной и общественной жизни азербайджанцев.

Pahlava1Традиционная пища отличается разнообразием молочных, мясных, мучных и овощных блюд. Значит, место в рационе занимает хлеб из пшеничной муки (в горных районах был распространён хлеб из ячменной и просяной муки), выпеченный на железном листе садже или в тендире. Среди мучных блюд выделяется гутаб — род пирожков с мясом или зеленью, среди мясных — говурма, басдырма, люля-кебаб, долма и многое другое. Распространены блюда из риса (насчитывается свыше 50 видов плова). Употребляют в пищу молочные продукты (кислое и свежее молоко, сыр из овечьего молока, творог, масло), овощи, зелень, фрукты, сладости. Распространённые напитки — чай, шербет, айран. Распространены сладости в виде своеобразных конфет — ногул, набат, а также гата, пахлава и шекербура. Имеется до десятков видов халвы — типа повидла, из семян кунжута, из разных орехов и т. д.

На протяжении веков азербайджанская музыка развивалась в рамках фольклорного искусства. Существовало народное песенное творчество, многогранно отражавшая различные стороны национальной жизни. Развито музыкальное народное творчество, особенно искусство исполнения мугамов и певцами-ашугами героических («Китаби Деде Коркуд», Кёр-оглы») и лирических («Ашуг-Гариб» и «Асли Керем») сказаний. Танцевальная музыка является самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и др. А азербайджанское искусство игры на таре включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых любимых праздников в Азербайджане является Новруз. (21—22 марта). Люди отмечают весеннее равноденствие, которое символизирует обновление природы. В дни праздника проводятся народные гулянья и торжества, своё искусство показывают канатоходцы, борцы состязаются в силе, на площадях разыгрываются спектакли, среди которых широко распространён комический «Кос-Коса». С наступлением вечера на улицах вспыхивают костры, очищающее пламя которых, как говорят в народе, пожирает зло и все недуги. Так, люди взявшись за руки, танцуют вокруг костра, а потом прыгают над костром и говорят: «мы все свои проблемы бросаем в этот огонь».

Ежегодно в Азербайджане в дни сбора граната неофициально отмечается праздник граната.