Самоназвание - маарулал, народ в России, коренное население Дагестана. Всего в России проживает 912 090 человек, в Самарской области – 437 человек; часть живёт на севере Азербайджана (Белоканский и Закатальский районы). Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе.
Верующие аварцы — мусульмане-сунниты. О пребывании предков аварцев на территории их современного расселения известно с первых веков н. э. В 15 веке на основе арабской графики делались попытки создания письменного аварского языка.
Традиционные занятия — скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), пашенное земледелие, а также садоводство (в горно-долинных районах). Ремёсла: ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное и кузнечное. Было развито отходничество в другие районы Кавказа.
В годы Советской власти в сельском хозяйстве аварцы (особенно в равнинных районах) благодаря проведённым мелиоративным работам увеличена площадь под зерновыми (пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечник), садовыми культурами и виноградом. Развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.
Многие традиционные селения располагались на склонах гор, представляли собою крепости, образованные примыкающими друг к другу домами с боевыми башнями. Каменные дома с плоской крышей, обычно двухэтажные (с хозяйственными помещениями на первом этаже, жилыми — на втором), реже многоэтажные, часто крыша одного дома служила двором для другого. Многие дома имели опорный центр, столб, часто украшенный резьбой. В годы Советской власти возникли поселения современного типа на равнине.
Традиционный мужской костюм общедагестанского типа (штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы и папахи, обувь кожаная и войлочная), отдельные элементы которого сохраняются главным образом у пожилых аварцев.
Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, штаны, головной убор (чухта) разной формы (в конце 19 века - чаще мешкообразный), головные покрывала разных цветов, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь. В ряде районов в центре и на юге носили также короткую или длинную распашную одежду. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями.
Традиционная пища — мучные, мясные с приправой из чеснока и пряных трав, и молочные блюда.
Семья главным образом малая (родители и дети). Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хозяйственных и семейных дел.
Свадьба и свадебные обычаи различались по обществам, селениям. Среди множества действий и обрядов особым весельем, смеховыми и театрализованными сценами, состязанием в остроумии сторон отличалась процессия перехода невесты в дом жениха. Существовал обряд первого выхода молодой в сопровождении родственниц к источнику (на 3-5 день), после чего она подключалась к хозяйственно-бытовой жизни новой семьи.
Одним из любимых и древних праздников был День первой борозды, открывавший цикл хозяйственно-полевых работ (новый хозяйственный год). Он включал ритуальную вспашку (две-три борозды), магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, коллективное угощение и моление, развлекательные сцены, различные игры, спортивные состязания.
Развит фольклор (эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы и поговорки).
Широкой популярностью пользуются произведения поэтов Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. Талант Расула Гамзатова, его творчество получили широкое признание в стране и за рубежом, он стал одним из самых популярных и читаемых поэтов России.