Вернуться на основной сайт Многонациональный Самарский край

Детям о дружбе народов Самарской области

Мордва

1 МордваМордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения). Мордовские поселения в северных и восточных районах области (в Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском и др.). Мордовский этнос состоит из двух основных этнических групп – эрзя и мокша, имеющих свой язык (эрзянский и мокшанский). На территории нашей области эрзя в основном расселена на левобережье Волги, мокша – на правобережье. В Самарской области преимущественно проживают представители группы эрзя.

Основу традиционного хозяйства мордвы составило пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. Мордва Самарского края сохранила приверженность к древнему занятию – пчеловодству. И сегодня продукты пчеловодства имеют применение в быту. Жилищем мордвы повсеместно являлась рубленная деревянная изба, но встречались и саманные дома. Раньше избы часто имели соломенную крышу. Сегодня в мордовских поселениях области встречаются лишь отдельные дома, сложенные из саманного кирпича и немногочисленные избы, крытые соломой. В прошлом дома имели мало окон, но в настоящее время увеличилось количество окон и их размеры, а также улучшилось украшение дома деревянной резьбой. Во многих домах сохранилась традиционная утварь, сделанная из глины, дерева и лыка.

2 МордваОсновной частью национального мордовского мужского костюма является рубаха – панар. Большим разнообразием отличалась женская мордовская одежда. Ее основу также составляла рубаха панар. В комплект женского костюма входила также верхняя одежда – холщовый и суконный халаты. В традиционном мокшанском женском костюме присутствуют также штаны с широким шагом. Обязательной частью женского костюмного комплекса являлся пояс. Значительные расхождения наблюдаются в мокшанских и эрзянских головных уборах.

Старинным эрзянским женским головным убором является чепец («сорока») с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, вышитый красно – коричневыми и черными нитями, украшался позументами, рядами блесток, бисера, цепочек.

Мокшанские головные уборы представляли собой сложное сооружение из собственно убора, закрывавшего голову, налобной повязки и наушников. Головной убор «панга» шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью и украшался вышивкой, нашивками из лент, кружев и блесток. Чепец под названием «златой» шили из холста, украшали красным шелком и золотым шитьем. К его боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и украшенные шелковыми лентами. Мокшанские головные уборы по своей форме часто напоминали рога.

3 МордваСреди поясных украшений, которые носили мокшанки, можно выделить длинные парные подвески: металлический каркас в виде нескольких рядов медной проволоки, скрепленных поперечными стержнями, на которые нанизывалась раковины каури. На конце подвески находилась, как правило, бахрома.
Традиционной мужской и женской обувью являлись лапти особого мордовского типа косого плетения. Такие лапти плелись из 5 – 7 лычек и имели спереди на головке треугольники из перевернутого лыка. С лаптями на ноги обычно накручивали белые портянки из толстого неотбеленного холста, которые сверху обматывались узкими полосами белой ткани. И сейчас среди местной мордвы встречаются люди, умеющие плести традиционные лапти.

Были распространены также сапоги со сборами на голенищах и острыми носками. Традиционной зимней обувью служили валенки.

4 МордваОснову традиционной мордовской кухни составляет продукция земледельческого труда. Хлеб традиционно выпекался из ржаной, пшеничной, а иногда из овсяной и ячменной муки. Излюбленным блюдом являются блины (причем следует отметить, что мордовские блины отличаются толщиной, мягкостью и пышностью). Большое значение в системе питания имеет употребление меда. Старинным напитком у мордвы является брага. Среди безалкогольных напитков распространены квас, разведенное водой кислое молоко, березовый и кленовый сок.

Мордва исповедует православное христианство, но практически до настоящего времени у данного народа сохранились реликты более ранних эпох и религиозных воззрений. В некоторых мордовских поселениях и сегодня старики рассказывают истории о сверхъестественных существах, кое где сохранились рощи со священными деревьями, в которых еще относительно недавно совершались моления духам, священные колодцы и т.д.

Популярным традиционным праздником мордвы Самарской области является Масторава (переводится как «земля - мать»), который проводится летом в том или ином районе области, где есть мордовские поселения.

5 МордваОдним из наиболее колоритных мордовских населенных пунктов нашего края является эрзянское село Красные Ключи, расположенное в Похвистневском районе Самарской области. В селе работает церковь Архангела Михаила, в которой находятся целительные мощи местночтимого святого земли Самарской Петра Чагринского (П.И. Колпакова), поклониться которым приезжают люди из разных концов нашей страны. Петр Иванович Колпаков (1856 – 1926 гг.) жил в деревне Чагры Ставропольского уезда и вел праведный образ жизни. Его мощи были перенесены в церковь села Красные Ключи и об их целительных свойствах опубликовано много воспоминаний. На богослужении в указанной церкви можно видеть и мордву, и русских, и представителей других народов.