Самоназвание - ирон, дигорон, народ в Российской Федерации (основное население Северной Осетии, численность около 460 тыс. человек) и основное население Южной Осетии, численность 46 тыс. человек). Численность в России около 529 тыс. человек, в Самарской области проживают 793 осетина.
Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с XIX века) на основе русского алфавита. Верующие — православные, есть мусульмане.
Осетины — один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами (с I века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.
Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы — в грузинских и ясы, сони — в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных «общества», восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных — множество более мелких «обществ», находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало осетин-алан ушло в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).
Уже с 40-х годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана «Осетинская духовная комиссия». Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности.
На равнине основное традиционное занятие осетин— земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине — трёхполье. Главное орудие в горах — рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине — тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8—10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине — крупный рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла — производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.
Традиционные поселения в горах (кау) — небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах — более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал — камень, в лесистых ущельях — дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение — кунацкая.
Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3—5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй — из дерева. Менее зажиточные осетины жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.
Традиционная мужская одежда — черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы — папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь — ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма — кинжал.
Женская повседневная одежда до XIX века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним — шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.
Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине — мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т. д. Любое застолье украшают три положенных друг на друга осетинских пирога. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке.
Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того, — из пшеницы и кукурузы. Пиво — древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сатбной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах.
Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.
Большие семьи сохранялись даже в первые годы советской власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Основной семьёй была малая семья. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и общественных торжествах.
Большинство осетин исповедовало православие, проникавшее в VI—VII вв. из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России, меньшинство — ислам (воспринятый в XVII—XVIII веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.
Во второй половине XIX — начале XX вв. формируется осетинская интеллигенция.
В 1798 году издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). В 40-х гг. XIX века русским филологом и этнографом А. М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана книга поэтических произведений Коста Хетагурова «Осетинская лира» («Ирон фандыр»).
До середины 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы.