Самым многочисленным народом в области являются русские (2708549 человек - 83,604% от общей численности населения). Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области.
Русское население Самарского края сложилось в результате миграций ХVI – ХIХ веков. Переселялись в эти места жители различных губерний России, что нашло отражение в названиях сельских населенных пунктов – Московка, Пензенка, Тамбовка и др. (поселения названы так в честь губерний, из которых вышли их основатели).
Наиболее характерным традиционным занятием русского населения края всегда являлось земледелие. К основным выращиваемым зерновым культурам следует отнести рожь, пшеницу, овес, гречку, из технических культур получили распространение лен и конопля. Волокна льна и конопли использовались для изготовления одежды, а из семян этих растений делали масло. Животноводство всегда носило подсобный характер – разводили коров, овец, лошадей, свиней, птицу. Значительное развитие получило огородничество. Самые лучшие огородные плантации располагались вдоль Волги. На приусадебных участках сажали картофель, капусту, огурцы, лук, редьку, морковь, подсолнечник и даже арбузы и дыни.
Традиционным жилищем для русских всегда являлась деревянная рубленная изба. В южных районах края, бедных лесными массивами, в качестве строительного материала использовался саманный кирпич, сделанный из смеси глиняного раствора с соломой и высушенный на солнце. Стены таких домов обычно обмазывались глиной. Из саманного кирпича строились не только дома, но и хозяйственные постройки (например, летние кухни - мазанки).
Наличники окон, фронтон, карнизы, крыльцо, а иногда и ворота жилищ обильно украшались домовой резьбой. Самыми распространенными мотивами резьбы являлись растительный орнамент (изображение цветов и листьев), животный орнамент (изображение птиц и зверей), а также «фараонки» - зооантропоморфное изображение в виде получеловека – полурыбы.
Из других традиционных ремесел, сохранившихся в русских поселениях до наших дней, следует упомянуть лозоплетение. Гончарное производство в нашем крае было не столь массовым явлением, как в некоторых центральных районах России. Все же в различных районах области существовали свои центры гончарного производства (с. Покровка Борского района, с. Сосновка Похвистневского района и др.). В настоящее время в области проживают несколько мастеров преклонного возраста, которые уже давно не занимаются гончарством, но есть и молодые мастера. В селах сохранилась старинная глиняная посуда.
Своеобразием отличается традиционный костюмный комплекс русского населения нашей области.
Главным элементом северорусского женского костюмного комплекса являлся сарафан в сочетании с рубахой, головным убором на жесткой основе типа кокошника и душегреей – короткой нагрудной одежды.
Южнорусский женский костюм также состоял из длинной холщовой рубахи; кроме того, он включал в себя поневу, тканый пояс, передник – запон и кичкообразный головной убор. Понева являлась набедренной одеждой, надеваемой поверх рубахи. Она шилась из одного или трех полотнищ шерстяной домотканины. Надевание поневы приурочивалось к свадьбе, а иногда ко дню совершеннолетия девушки. Фартук-запон шили из холста, а позднее из ситца, в более зажиточных семьях его производили из шелка разнообразных расцветок. Запон мог подвязываться под мышками или на талии.
В прошлом типичной одеждой женщин была «парочка», состоявшая из юбки и кофты. Замужние женщины носили на голове волосники, среди праздничных уборов был распространен кокошник. Использовались также различные платки и шали. Верхняя женская одежда повсеместно состояла из курток, шуб, тулупов, чапанов.
Широко использовались в традиционном русском женском костюме различные украшения: ушные, шейные, для рук, для одежды.
Комплект традиционного мужского крестьянского костюма был однообразен и не изменялся. Основными элементами мужской одежды являлись рубашка из холста и штаны из домотканины. Встречались шаровары – более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги. На голову надевали фуражку или картуз, а зимой – шапку – ушанку. В комплект зимней одежды входил тулуп, шуба или полушубок, шарф, рукавицы.
Традиционной будничной мужской и женской обувью служили лыковые лапти. В холодное время их надевали на онучи – длинные узкие полосы толстой ткани из шерсти или конопли. В праздничные дни носили кожаные или хромовые сапоги. Зимой использовали валенки и бахилы – сапоги из выделанной овечьей шкуры.
Русский народ традиционно исповедует православное христианство. Во многих населенных пунктах есть церкви – как старые, так и построенные недавно.
Большим разнообразием отличается праздничная культура русского народа.
Праздником перехода от зимы к весне является Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. Главными атрибутами праздника являлись блины, символизировавшие солнце, а также чучело Масленицы, которое делали из соломы и наряжали в женскую одежду, катали на санях по улицам, а затем сжигали.
Среди летних календарных праздников наиболее известными и любимыми были Троица и день Ивана Купалы, который приходится на 7 июля – в это время шла подготовка к уборке урожая. В этот день в русских поселениях жгли костры, собирали лечебные травы в качестве оберегов от нечистой силы, гадали на венках, а также очищались водой. Обряд, связанный с разжиганием костров, в Самарском крае не встречается, зато здесь получило распространение шутливое обливание прохожих ведром воды из колодца или из окна своего дома в качестве очистительного действия.
И сегодня в Самарской области ежегодно отмечается Праздник русской березки, который, как эстафета, проходит в разных районах, привлекая множество творческих коллективов и зрителей.