Самоназвание - тоджик, основное население Таджикистана, второй по численности народ в Афганистане. Численность в Таджикистане 7 млн. человек, в Афганистане — 8 млн. человек. Живут также в Узбекистане (1,2 млн. человек) и других странах Центральной Азии. В Российской Федерации проживает 200 тысяч таджиков, из них в Самарской области – 7 195 человек.
Общая численность около 20 млн. человек. Говорят на таджикском языке западно-иранской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.
Верующие таджики — в основном мусульмане-сунниты. Памирские таджики исповедуют исмаилизм.
Начало сложения таджикского народа восходит к концу 2-го — началу 1-го тысячелетия до нашей эры, когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и степных районах — скотоводством и разнообразным ремесленным производством.
Ко времени арабского завоевания (VIII век) на территории Средней Азии выделились 3 основные этнические области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые особенности.
С образованием государства Саманидов в IX—X вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая литература (первые письменные памятники — IX век). Письменно зафиксированное время появления этнонима «таджики» — XI век, однако фактически оно относится к более ранней эпохе. С X века начался многовековой процесс ассимиляции таджиками восточноиранских по языку народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах современного таджикского языка (дарвазском, каратегинском, бадахшанском и др.).
Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками.
С 1991 года провозглашена Республика Таджикистан.
Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, — просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала, тягловой силой служила пара волов.
Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т. п.
У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремёсла — изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).
Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов-дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айван). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую — внутренняя часть дома — посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.
Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин — рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях — туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У женщин — туникообразного покроя платья, в сельских районах — из гладких тканей, в горных южных районах — вышитые, особенно в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор — платки, тюбетейки (у гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат, местную обувь. У горянок халатов не было.
В современной одежде таджиков сочетаются традиционные элементы — верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются эже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
Основой питания в горных районах были хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных — лепёшки. Блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Традиционные сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда) и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный — обычно в холодное время года.
Фольклор таджиков богат и разнообразен; трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки — волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например, о Ходже Насреддине.
Музыка таджиков построена на диатоническом звукоряде, вокальная — одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные — дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые — гиджак, скрипка; духовые — най, кврнай, сурнай; цимбальные — чанг; ударные — таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища — выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр. Успешно развиваются национальная литература, наука, профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.