Самоназвание - болгары, основное население Болгарии. Численность в мире около 7,5 млн человек, в Болгарии – 6 млн. человек. В Россий проживает 32 тысячи болгар, в Самарской области – 450 человек.
Этот южнославянский народ, возникший в период раннего Средневековья в результате слияния балканских славян и булгар c остатками местного населения Балкан, прежде всего фракийцев. Своё название этноним получил от булгар.
Говорят на болгарском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе кириллицы.
Верующие — в основном православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительна группа мусульман.
Основную роль в этногенезе болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI—VII вв. Другие этнические компоненты — фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание — болгары), пришедшие в 670-е гг. из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарииярче пласт славянской культуры.
Истоки болгарской государственности восходят к славянским племенным объединениям VII века — Славиниям у византийских авторов. Она получила дальнейшее развитие с образованием политического объединения славян Мисии и протоболгар, принёсших централизованную организацию. Синтез двух социальных традиций положил начало Болгарскому государству. Главенствующее положение в нём заняла первоначально протоболгарская знать, поэтому этноним «болгары» дал название государству. С расширением границ Первого Болгарского царства (образовано в 681) в VIII—IX веках в его состав вошли новые славянские племена и небольшие группы протоболгар. Сложение славяноболгарского государства, развитие товарно-денежных отношений способствовали консолидации славянских племён и ассимиляции славянами протоболгар. Ассимиляция осуществлялась не только в силу численного преобладания славян, но и потому, что их хозяйственно-культурный тип создавал более широкую и устойчивую основу для социально-экономического развития в условиях Балкан. Важную для этнического объединения роль сыграло принятие в 865 христианства, а также распространение в конце IX века славянского письма. В конце IX—X вв. термин «болгары», означавший прежде подданных Болгарии, приобрёл смысл этнонима. К этому времени процесс этногенеза болгар и сложения народности в основном закончился. В период Второго Болгарского царства (конец XII—XIV вв.) культура средневековых болгар достигла наивысшего расцвета. В конце XIV века османское завоевание привело к деформации социальной структуры болгар: знать перестала существовать, значительно уменьшился торгово-ремесленный слой в городах.
Носителем этнической культуры до XVIII века выступало в основном крестьянство. Язык, обычаи, традиции сельской общины, а также православное вероисповедание выполняли ярко выраженную этнодифференцирующую роль; монастыри выступали хранителями исторической памяти болгар и их культурного наследия. Борьба с угнетателями, принимавшая разные формы, поддерживала национальное самосознание. Она нашла отражение в фольклоре (юнацкий и гуйдуцкий эпосы). Часть болгар подверглась турецкой ассимиляции, другая часть (в Родопских горах), приняв ислам, сохранила родной язык и культуру.
После победы России над Турцией в войне 1877-1878 болгарский народ обрёл государственность и национальную независимость. Происходило ускоренное размывание локальных различий в крестьянской культуре, восприятие ею городского влияния. В условиях сильного притока в города сельского населения и уважения к народным традициям отмечается также частичное воздействие сельской культуры на городскую.
Традиционные занятия болгар — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.
Традиционные поселения имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Ядро дома — многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан. Декор интерьера — тканые и вышитые изделия.
Женская традиционная одежда — поясная с двумя полотнищами (на севере), с одним полотнищем (локально на юге), сарафан (сукман) в среднем поясе страны и распашная (сая) на юге (сукман и сая — с фартуками). Рубаха на севере с поликами (треугольными вставками), в других районах туникообразная.
Мужская одежда — белосуконная с узкими штанами и горничной одеждой (курткой) до колен или до талии (на западе) и тёмносуконная с широкими штанами и короткой горничной (на востоке). Оба типа — с туникообразной рубахой и широким поясом. В сёлах сохраняются некоторые её модифицированные элементы из фабричных тканей: фартуки, безрукавки, платки, изредка у пожилых — сукманы, широкие пояса и др.
Этнические традиции устойчивы в пище и режиме питания. Характерно тушение овощей и мяса в острых соусах, жарение мяса на решётке. Важное место в питании занимают хлеб, кислое молоко, брынза, фрукты, прохладительные напитки, кофе, боза (из просяной муки).
Для традиционного общественного быта характерны обычаи взаимопомощи; патриархальные устои семьи ушли в прошлое.
Много своеобразия сохраняет народная праздничная культура.
Новогодние поздравления по старому обычаю — посещение домов родных и друзей, которых похлопывают по спинам украшенной веткой кизила (символа здоровья), приговаривая слова из обрядовой песни.
По сёлам Западной Болгарии ходят ряженые парни в зооморфных масках, украшенных птичьими перьями, с бубенцами на поясе — сурвакары (народное название Нового года — Сурва година). Их сопровождают шуточные персонажи. Праздник заканчивается утром на площади благопожеланиями сурвакаров и общим хороводом. В этих обычаях синтезированы древнеславянские и фракийские традиции.
1 марта болгары отмечают приход весны, прикалывая к груди мартеницы — поделки из красных и белых ниток (символы здоровья и долголетия). Их носят весь месяц.
Воскресенье на масленицу (Сырнице) — день встречи родных в доме старшего родственника. Обрядовым блюдом служит халва. В Восточной Болгарии к этому дню приурочивают кукерские игры (восходящие к фракийским культам плодородия) или переносят их на следующее воскресенье, чтобы побывать с группой ряженых (кукеров) в другом селе.
Красочность масок и костюмов создали обычаю популярность в стране и за рубежом на фольклорных фестивалях.
Трифон Зарезан отмечается в честь покровителя виноградников (восходит к фракийскому культу Сабазия-Диониса), Георгиев день — в честь покровителя животноводства.
Расширил сферу бытования старый обычай выплёскивать воду под ноги при всяком начинании (выход молодожёнов, отправление ребёнка в первый класс, открытие нового завода и др.), чтобы дело пошло гладко, как по воде.
Непременным атрибутом торжественных встреч в общественном и семейном быту являются хлеб, соль, красный перец и красное вино (красное — символ здоровья), пучок дикой герани (здравец).
Специфичны для болгар два гражданских праздника: День славянской письменности и болгарской культуры 24 мая, посвящённый составителям славянской азбуки Кириллу и Мефодию и деятелям болгарской культуры; День памяти борцов за свободу 2 июня.
Широко известны праздники юмора и сатиры, карнавалы, устраиваемые в городе Габрово, прославившемся своим фольклором.