Самоназвание - нохчий, народ в Российской Федерации (1 431 тыс. человек), основное население Чечни. Численность в Чечне 1 206 тыс. человек. В Самарской области проживает 970 чеченцев. Общая численность — около 1,5 млн. человек.
Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы, различаются несколько диалектов. Литературный чеченский язык сложился в XX веке на основе плоскостного диалекта. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 — на основе русского алфавита.
Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков — накшбанди и надири. Ислам проникает в Чечню с XIII века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство к XVIII веку. В XX веке сформировалась чеченская интеллигенция.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т. е. «говорящие на языке нохчи»). В хрониках XIV века упоминается «народ нохчи». В персидских источниках XIII века дано название сасаны, позднее вошедшее в русские документы. Формирование чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации вайнахского населения в XVI—XVIII веках. К концу XIV века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В XVI—XVII вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом — Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения чеченцев.
В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.
Традиционные земледельческие культуры — ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия — плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота.
Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного — селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.
Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, — жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3—5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500—600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек.
Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда — рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха — туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда — овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть.
Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда — до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила «гIабли» из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.
Женские головные уборы — большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой — закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту — шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова.
Пища весной преимущественно растительная, летом — фрукты, молочные блюда, зимой — в основном мясные. Повседневная пища — сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных — къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др.
Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел — «совет», «суд») представителей родовых подразделений (тайп). Он решал судебные и другие дела общинников. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы (гар), а также крупные объединения тайпов (тухумы), различавшиеся особенностями говоров. Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи (белхи — от «болх», «работа»), кровной мести. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие.
Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты — гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т. д.