Счастье покинуло богатого человека, и решил он найти его» В пути за Счастьем ему повстречался облезлый, чесоточный волк. Спросил он человека:
— Куда путь держишь?
— Счастье ушло от меня, иду его искать,— ответил богатый человек.
— Спроси у Счастья, что бы мне помогло от болезни,— попросил чесоточный волк.
Человек обещал спросить.
Затем богач встретил человека, который переносил огромные тяжести.
— Куда путь держишь? — спросил тот, кто переносил тяжести.
— Иду за сбежавшим Счастьем,— ответил богатый человек, — У меня в саду две яблони. Одна плодоносит, а другая — нет. Спроси у Счастья, что сделать, чтобы она плодоносила, - сказал встречный.
Богач обещал спросить. Затем он встретил падчаха, который спросил:
— Что задумал? Куда путь держишь?
— Иду за сбежавшим Счастьем, — ответил богач.
— Я очень богат, всего у меня в достатке. Я очень сильный падчах и ни в чем не нуждаюсь, но нет покоя моей душе. Что мне делать, спроси у Счастья, — попросил падчах.
Шел богач, шел и сильно устал. Сел у обрыва и задумался: «Если ты, Счастье, само не придешь, то я брошусь вниз с этого обрыва».
Сразу же неведомо откуда появилось Счастье.
— Если ты не возвратишься ко мне, я не вернусь, — сказал богач.
— Ты возвращайся домой, а я приду следом, — сказало Счастье.
— По дороге я встретил падчаха, душе которого нет покоя. Он попросил узнать у тебя, чем ему помочь. Что я отвечу ему? — спросил богач у Счастья.
— Скажи: «Ты женщина. Если выйдешь замуж, то душа твоя успокоится», — сказало Счастье.
— Один садовник просил узнать, почему яблоня не плодоносит. Что сделать, чтобы она плодоносила?
— Вырой из-под этой яблони клад золота и серебра, тогда яблоня будет плодоносить, — посоветовало Счастье.
— Мне повстречался облезлый, чесоточный волк. Он просил меня узнать, чем ему помочь от болезни? — спросил богач.
— Ответишь, что ему поможет мясо человека, который не умеет пользоваться своим добром, — сказало Счастье.
На обратном пути богач остановился у падчаха.
— Что сказало тебе Счастье? — спросил падчах.
— Счастье сказало, что ты женщина. Если выйдешь замуж, душа твоя успокоится,— ответил богатый человек.
— Хорошо. Я — женщина, а ты мужчина. Давай поженимся и будем жить, как муж и жена, — сказала падчах-женщина.
— Нет, я дождусь возвращения Счастья и не останусь о тобой,— сказал богач и отправился дальше.
Повстречал он садовника.
— Какой совет мне дало Счастье? — спросил садовник.
— Счастье сказало: «Вырой клад золота и серебра из-под яблони, и она станет плодоносить».
— Ты говоришь, что Счастье покинуло тебя. Вырой этот клад и забери себе половину, — сказал садовник.
— Нет, я дождусь Счастья и не стану здесь задерживаться, — ответил богач.
Повстречался ему облезлый, чесоточный волк. — Что посоветовало Счастье мне? — спросил волк.
— Падчах-женщина предложила мне стать ее мужем, но я не согласился. Садовник предложил мне половину клада из золота и серебра, но я не стал задерживаться, так как Счастье должно прийти следом за мной. А тебе Счастье посоветовало съесть мясо человека, который не умеет пользоваться добром» которое шло ему в руки.
— Значит, Счастье сказало, чтобы я съел тебя! — Волк набросился на богача и съел его.
К одной девушке сватались два молодых человека. Один из них был богатый, другой — бедный. Девушка не знала, кому из них отдать предпочтение. Переоделась она в мужскую одежду, оседлала коня и приехала во двор богатого жениха.
— Я прибыл из дальнего села и собираюсь в набег. Мне нужен товарищ,— сказала переодетая девушка богачу.
— Я не могу с тобой ехать,— ответил богач.
Тогда она поехала с этой же просьбой ко двору бедняка. Тот сразу согласился. Он оделся в чистую одежду и приготовился в дорогу. В пути переодетая девушка спросила бедняка:
— Почему ты перед дорогой надел чистую одежду?
— Неизвестно, останемся ли мы живыми, вернемся ли обратно. Поэтому я надел чистую одежду, чтобы достойно принять смерть.
Тогда девушка, открыла свой секрет и сказала ему:
— Я хотела проверить, кто из вас мужественнее. Я выхожу за тебя замуж.
— Если девушка выходит за меня замуж, лишь проверив, насколько я мужествен, то я настолько горд, что не женюсь на ней,— ответил бедняк.
В селе с двенадцатитысячным населением жил когда-то человек по имени Нельбий Чуара, такой бедный, что чуть не умирал с голоду. Раз он сказал своей матери:
— Нет у меня коня, чтобы ездить, нет одежды, чтобы как следует одеваться, нет оружия, чтобы опоясаться. Видно, мой отец был бедным. Едва ли я выйду из бедности!
Мать сказала:
— Отец твой не был беден. После его смерти остался конь; он пятнадцать лет стоит в темной конюшие и кормится только Кремнем и железом. Он очень зол и страшен. Если у тебя есть смелость осадить его, то он твой. Осталась также броня. Она тяжела, пятнадцать молодцев только могут сдвинуть ее с места, она твоя, если сможешь носить. Осталась также шашка, если сможешь владеть ею.
Нельбий Чуара оседлал отцовского копя, легко поднял и надел броню, опоясался оружием и, перепрыгнув на коне через три ограды, выехал бродить по белому свету. Долго ли он ехал, коротко ли, но, наконец, наткнулся на семь братьев нарт-орстхойцев, спавших на дороге крепким сном. При его приближении кони нартов сказали коню Нельбий Чуары:
— Куда путь держишь, бороздя, как плугом, дорогу и, как крот, поднимая землю? Если бы мы не боялись разбудить своих хозяев, то этот день был бы для тебя последним.
— Если бы я не спешил в далекий неведомый край, то я, как росу с травы, стер бы вас с лица земли,— сказал конь Чуары и проехал мимо.
Долго ли, коротко ли ехал Нельбий Чуара, по доехал он до большого шахара. Подъезжая к шахару, он бросил поводья, предоставив коню завернуть во двор, где им обоим было бы хорошо. На другом краю шахара стоял особняком дом вдовы: в этот двор и завернул копь Чуары. Чуара, утомленный с дороги, рано лег спать. Поздно ночью он увидел, как блеснула молния, хотя небо кругом было ясное. На другой день Чуара рассказал вдове о ночном явлении. Вдова объяснила, что шахар этот озаряется светом молнии в тот момент, когда царская, дочь во сне переворачивается с боку на бок.
Узнав от вдовы, что дочь падчаха очень красива, Чуара послал старушку к падчаху спросить, не выдаст ли он за него свою дочь. Вдова передала желание Чуары падчаху: последний на это сказал, что он не вправе распоряжаться дочерью, так как едет со ста двадцатью всадниками сын другого падчаха, чтобы увезти ее силой.
Узнав это, Нельбий Чуара сел на коня и поспешил навстречу сыну падчаха. Долго он ехал и наконец встретился с сыном падчаха. Говорит сын падчаха с пренебрежением:
— Что за создание едет нам навстречу?
Чуара с достоинством ответил:
— Ты видишь перед собой Нельбий Чуару, которому пролетающая птица бросает в виде дани перо, а пробегающий зверь — копыто. Такой я, скоро увидите!
Сказав это, он ударил плетью коня и бросился с обнаженной терсмайльской шашкой на тех, кто был вместе с сыном падчаха. Конь давит тех, кто попадается ему под ноги. Кто попадается под руки, того убивает Нельбий Чуара.
Перебив всех, он вернулся обратно в тот шахар и опять послал вдову сказать падчаху, что с ним будет то же, что случилось с сыном падчаха, если он не выдаст за него свою дочь.
Падчах поспешил изъявить согласие. Нельбий Чуара с красавицей невестой в карете поехал к себе домой. Возвращаясь, он опять наткнулся на братьев нарт-орстхойцев. Они его обманули, уверив в своей дружбе. Нельбий Чуара подошел к ним без оружия. Этим воспользовались нарт-орстхойцы. Они сели в его карету и помчались с его невестой.
На своем коне, который случайно отвязался от экипажа, Чуара поскакал за ними. Вмиг он их догнал, но, догнав, не знал, что делать без оружия. Воспользовавшись удобным моментом, невеста передала ему терсмайльскую шашку. Засверкала шашка, покатились на землю головы нартов.
Со своей невестой без новых приключений прибыл Нельбий Чуара домой, и они поженились. В первую ночь, когда они, обнявшись, мирно спали, жена Чуары неизвестно кем была похищена, хотя двери и окна были закрыты. Проснувшись, он не нашел возле себя своей жены. Тогда он стал плакать слезами, пока слезы не иссякли, плакать кровью, насколько хватило крови. Погоревав, он отправился на поиски жены.
Долго ли, коротко ли ехал, но заехал очень далеко и в стороне от дороги увидел пастуха, пасшего телят. Пастух этот то взбирался на курган, смеясь, то спускался с него, плача. Странное поведение пастуха привлекло внимание Чуары, и, подъехав к нему, он спросил, в чем дело. Пастух ответил:
— Плачу я, опускаясь с кургана, потому, что жалею Нельбий Чуару, у которого в первую ночь украли молодую Жену; смеюсь только потому, что мне по возвращения домой дадут хлеба и мяса.
— Кто похитил жену Чуары? Где живет ее похититель? — спросил Чуара у пастуха.
— Неге из села, что неподалеку отсюда,— ответил пастух.
Затем Чуара сказал ему, кто он такой, и попросил совета, как освободить жену из когтей Неге. Пастух дал ему совет:
— В эту ночь похититель собирается впервые пойти к твоей жене. Надень мое платье, под платьем спрячь свою шашку. Вечером отправляйся с телятами в то село. Телята приведут тебя во двор Неге. Там дадут мяса и хлеба. Тогда попроси допустить тебя с этими дарами к невесте с поздравлениями, он тебя допустит. Когда войдешь в комнату жены — она тебя узнает; спрячься с ее помощью за ширмы и жди похитителя. Когда он придет, сам знаешь, что с ним делать.
Нельбий Чуара в точности все исполнил. Совет пастуха сбылся: он был допущен в комнату жены. Как только наступила ночь, Неге не замедлил появиться. Войдя в комнату, он стал хвастаться:
— Я краду детей из рук матерей так ловко, что они и не замечают этого, краду молодых жен, хотя мужья спят с ними, обнявшись.
Она сказала ему:
— Хоть ты и ловко крадешь детей и жен, но шашкой никто не владеет так, как Нельбий Чуара.
Слова эти рассердили злого Неге, и он ударил ее нагайкой. В этот момент выскочил из-за ширмы Нельбий Чуара и одним ударом отрубил голову Неге. Затем, забрав имущество своего врага, дав добрую часть пастуху, Нельбий Чуара вернулся с молодой женой к себе домой.
_______________
Терсмайла - чеченское и ингушское название клинка дамасской стали с клеймом «волчок».