Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой Самаре и в других городах, кроме того, в области есть немало сельских чувашских населенных пунктов. Наиболее компактно чуваши расселены в северных и северо-восточных районах области (Кошкинском, Челно – Вершинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском и др.). Они делятся на две основные группы: верховых (вирьял) и низовых (анатри), говорящих на разных диалектах чувашского языка и отличающихся некоторыми особенностями культуры.
На территорию Самарской области переселялись выходцы из различных мест проживания чувашей. Первые чувашские поселения в нашем крае возникли на Самарской Луке во второй четверти ХVII в., с конца ХVII в. и до конца ХVIII в. происходило заселение Заволжья.
Основным хозяйственным занятием самарских чувашей традиционно являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством и промыслами, игравшими менее значительную роль.
Селения обычно основывались около водных источников. Национальной особенностью расселения чувашей в области представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд – «курмышей». В некоторых населенных пунктах и поныне сохраняется традиция беспорядочного расположения домов, и отсутствуют четко выраженные линии улиц.
Для возведения избы применялись различные строительные материалы: дерево, кирпич, саманный кирпич, реже – камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева. Характерной деталью внутреннего убранства дома являлись нары, которые служили и кроватью, и ларем для хранения домашних принадлежностей, а также местом содержания молодняка скота в зимний период. Наружное оформление жилища было скромным: украшались резьбой фронтон и наличники окон. Резной орнамент получил распространение в начале ХХ в. Облик современного жилища существенно изменился, но тяга к традиционному сохраняется в виде деревянной резьбы, вышитых и тканых изделий.
В национальной кухне главное место отводится блюдам из ржаной муки: кислому хлебу, лепешкам, пирогам с мясной и рыбной начинкой (хуплу). Чувашская кухня насчитывает также значительное количество мясных блюд из говядины, баранины, конины и домашней птицы. Традиционным чувашским угощением является колбаса – шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом, чесноком и пряностями. Широкое распространение получили и молочные продукты. Традиционным хмельным напитком является пиво – сара, приготовленное из ячменного или ржаного солода. Пиво имело большое значение в обрядовой жизни чувашей.
Особый интерес представляет традиционная женская одежда чувашей. Она состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, кораллов,раковин каури с применением тесьмы и кумача. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами. Женский головной убор хушпу имел отличия у разных групп чувашей. Например, заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имеет хвост, украшенный монетами и бисером.
Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.
Еще в ХVIII в. большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области (Афонькино, Рысайкино, Старое Ганькино, Чувашское Урметьево и др.) проживают чуваши – язычники. Язычество законсервировало традиционный образ жизни и способствовало сохранности элементов древней культуры. Это особенно касается похоронно – поминальной обрядности. Некрещеные чуваши имеют свои кладбища, которые располагаются иногда рядом, а чаще в некотором удалении от кладбищ христиан. Одна из особенностей обрядов чувашей – язычников заключается в установлении намогильного столба юпа. Прежде такой столб устанавливали только осенью, а сейчас обряд юпа проводится на сороковой день или же совмещается с днем похорон, в чем сказывается влияние православной обрядности. В обряде захоронения присутствуют такие моменты, как «приглашение» покойника с кладбища, изготовление столба с последующим обряжением его в одежды покойного, установление столба и ночное поминовение с исполнением специальных песен и плясок, приготовление поминальной каши, «проводы» покойного с перепрыгиванием через костер.
Среди некрещеных чувашей сохраняется почитание духов предков, а также духов – покровителей определенной местности.
Чуваши Самарской области бережно хранят свои традиции. Почти в каждом селе есть свои фольклорные коллективы, наиболее яркие из которых принимают участие в областных праздниках чувашской культуры и представляют народную культуру на региональных праздниках.
Популярным чувашским праздником является Акатуй (дословно переводится как «свадьба плуга»), который традиционно отмечался в связи с появлением растительности и началом полевых работ. Сегодня этот праздник обычно отмечают в начале лета.
Сложилась традиция проведения Акатуя в разных районах нашей области. Из многих населенных пунктов приезжают чуваши на любимый праздник. Звенят монеты и другие украшения на традиционных женских костюмах, звучат стихи и песни на родном языке, демонстрируются предметы народного творчества и блюда национальной кухни.