Самоназвание - йегудим (на иврите), йид, или айид (на идише). Этноним евреи через церковно-славянский язык восходит к греческому эбрайос («еврей»), в свою очередь восходящему к ивритскому иври («перешедший через что-либо»). Как этническое обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму. Русский этноним евреи, как и однокоренные английский Hebrew, французский Hebreu, немецкий Hebraer, относится к книжной библейской традиции. Древним самоназванием евреев является йисраэль («израильтяне»), беней-йисраэль («сыновья Израиля»), восходящее к племенному эпониму Йисраэль-Израиль, второму имени Иакова («борющийся с Богом»).
Общая численность 13,86 млн. человек: в США 5,5 млн., Израиле (где евреи являются основным населением) - 6 млн. В России проживает 190 тысяч человек, в том числе в Самарской области - 4 418 человек. Перед 2-й мировой войной около 90% евреев относилось к группе ашкеназов (ашкинази, от древнееврейского ашкиназ, Германия).
Общим языком евреев является иврит (или древнееврейский) семитской ветви афразийской семьи, на котором написан Ветхий Завет (Танах). С середины 1-го тысячелетия до нашей эры иврит пользуется слого-алфавитным так называемым квадратным еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка евреев древнего Израиля до первых веков нашей эры, затем сменился в диаспоре — на различные еврейские языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах евреев на базе языков окружающих народов.
С XIX века начинается общественное движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, которое во второй половине XIX века объединилось с палестинофильским движением. За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов евреев. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным. В среде евреев диаспоры наиболее распространён идиш (буквально «еврейский», еврейско-немецкий, «жаргон») — язык, который зародился в Германии в X—XII вв. как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов. Идиш был разговорным языком большей части евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Родной язык основной массы евреев России — русский.
Большинство верующих евреев — иудаисты; согласно традиционному взгляду, переход евреев в другую религию был равносилен переходу в другой народ, а принимавшие иудаизм иноверцы считались евреями.
Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине 2-го тысячелетия до нашей эры.
С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 нашей эры оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит древний религиозный и юридический памятник — Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), её служитель — раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.
Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.
Основу традиционной социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы). Преобладала малая семья, местами сохранялись пережитки патриархальной большесемейной организации (особенно у восточных групп евреев). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам евреем считается только рождённый от еврейки.
Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.
Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшпиль). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.
Отмечаются еврейские религиозные и национальные праздники, среди которых Рош а-Шана (Еврейский Новый год), Суккот (Праздник кущей), Ханука, Пурим и другие.